Образовательная программа
Основная образовательная программа
основного общего образования
Оглавление
№ п/п | Наименование раздела |
|
1.0 | Целевой раздел |
|
1.1 | Пояснительная записка |
|
1.2 | Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования |
|
1.3 | Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы |
|
2.0 | Содержательный раздел |
|
2.1 | Программа формирования универсальных учебных действий на ступени основного общего образования |
|
2.2 |
| |
2.3 | Программа воспитания и социализации обучащихся на ступени основного общего образования |
|
2.4 | Программа коррекционной работы (модель адаптации обучающихя) |
|
3.0 | Организационный раздел |
|
3.1 | Базисный учебный план основной школы |
|
3.2 | Система условий реализации Программы |
|
3.3 | Ожидаемые образовательные результаты обучения в основной школе |
|
4.0 | Приложения |
|
1.0. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования с учётом анализа образовательных запросов участников образовательного процесса.ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся.ООП ООО обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
МКОУ «Ново-Баршинская оош, как тип образовательного учреждения, дающий образование, позволяет вести целенаправленную работу по развитию личности, предоставляет наилучшие возможности для решения задач, стоящих перед современным образованием, учитывает потребности детей, мотивированных на учебу и обладающих необходимыми способностями.
Лицензияна осуществление образовательной деятельности:
регистрационный А 335425 № 5031 от 28.06.2010.Срок действия – по 28.06.2015.
Свидетельство о государственной аккредитации:
ОП 017681 регистрационный номер № 4685 от 18 июня 2010 года. Аккредитована на 5 лет.
Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования в школе:
· обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником основной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Основные задачи:
Обеспечить:
· соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС основной школы;
- преемственность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- доступность получения качественного основного общего образования для всех обучающихся школы через достижение планируемых результатов обучения всеми обучающимися;
- эффективность сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействие с социальными партнёрами;
- своевременную диагностику и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей.
- организацию научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся и их участие в интеллектуальных и творческих соревнованиях;
- тесное партнерство обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии комфортной образовательной среды, школьного уклада;
- участие обучающихся в процессе познания и преобразования окружающей социальной среды для приобретения реального социального опыта;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Программа адресована:
Учащимся и родителям
· для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;
- для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.
Учителям
· для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.
Администрации
· для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО;
- для регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.
Содержание основной образовательной программы основного общего образования формируется с учётом:
государственного заказа:
- создание условий для получения обучающимся качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.
Социального заказа:
- организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
- обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
- воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
- обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;
- воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.
Заказа родителей:
- возможность получения качественного образования;
- создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- сохранение здоровья.
ООП ООО школы создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности, в первую очередь, гуманитарной направленности.
В основе реализации основной образовательной программы лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа школы формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, на ступени основной школы к единству мотивационно – смыслового и операционно-технического компонентов, становление которых осуществляется в форме учебного исследования. Формирование новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) проектирования собственной учебной деятельности и построению перспективных жизненных планов;
- с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к практико – ориентированной, и лекционно-лабораторной исследовательской.
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов образования. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС, реальным образовательным процессом с его возможностями для развития детей и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
В соответствии с требованиями ФГОС система результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников в 9 классе. Личностные, метапредметные и предметные результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся:
- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
а) первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
б) выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
в) выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково – символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от обучающихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. П.;
- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций (принятие решений в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. П.);
- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества (совместная работа в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат);
- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации (создание письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. П.);
- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии (самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. П.);
- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок (выражение ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки);
- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ – компетентности обучающихся,
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития.
В структуререзультатов выделяются:
1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования. Оценка достижения этой группы результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность образовательной деятельности школы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2) Результаты освоения учебных и междисциплинарных программ.Достижение планируемых результатов этого блока осуществляется в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксируются в виде накопленной оценки (в том числе в форме Портфолио) и учитываются при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления результатов требует от учителя использования таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
На ступени основного общего образования реализуются:
- четыре междисциплинарные учебные программы - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
- учебных программ по всем учебным предметам инвариантного и вариативного компонентов базового учебного плана основной школы - «Русский язык.», «Литература», «Иностранный язык», «История », «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО включает описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. (См. приложение Положение о системе оценивания, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся).
2.0. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
1. Предназначение программы
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования (далее — программа развития УУД) конкретизирует требования государственного стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание программ воспитания в школе и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.
Программа развития УУД в основной школе гимназии определяет:
- цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи содержания учебной и внеучебной деятельности школьников по развитию УУД;
- планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- ценностные ориентиры, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т.п. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе и, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;
- условия развития УУД;
2. Цели и задачи
Цель- обеспечение умения гимназистов учиться, дальнейшее развитие способности к самоопределению, самосовершенствованию и саморазвитию.
Задачи:
- реализовать системно - деятельностный подход, положенный в основу ФГОС;
- организовать поиск, апробацию и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий системно - деятельностного подхода;
- организовать мониторинг процесса развития универсальных учебных действий обучающихся;
- определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени основного общего образования;
- определить взаимосвязи личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
- определить перечень личностных и метапредметных результатов образования, определяемых в качестве метапредметных, предметных и личностных результатов;
- определить систему типовых заданий для оценки сформированности личностных результатов и универсальных учебных действий;
3. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
4. Технологические основы программы
В основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним - именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Поэтому в школе организуется работа по переходу от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Развитие УУД в основной школе организуется с использованием:
- оперативной консультационной помощи учащимся с целью формирования культуры учебной деятельности в школе;
- организации исследовательской деятельности детей в форме совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, оперативной и самостоятельной обработки результатов опытно-экспериментальной деятельности школьников под руководством учителей;
- организации грамотного общения школьников между собой и школьников с педагогами, родителями и взрослыми;
- средств телекоммуникации, формирующих умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;
- эффективного инструмента контроля и коррекции результатов развивающей деятельности.
Развитие универсальных учебных действий в основной школе происходит не только в форме занятий по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов, клубов, секций).
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые специализированы для развития определённых УУД, которые могут быть построены не только на предметном содержании, но и надпредметном. Основными видами учебных ситуаций, используемыми в основной школе гимназии являются:
- ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
- ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
- ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
- ситуация-тренинг - прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в подростковой школе используются следующие типы задач:
На развитие личностных универсальных учебных действий:
- на личностное самоопределение;
- на развитие Я-концепции;
- на смыслообразование;
- на мотивацию;
- на нравственно-этическое оценивание.
На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
- на учёт позиции партнёра;
- на организацию и осуществление сотрудничества;
- на передачу информации и отображению предметного содержания;
- тренинги коммуникативных навыков;
- ролевые игры;
- групповые игры.
На развитие познавательных универсальных учебных действий:
- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
- задачи и проекты на сравнение, оценивание;
- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
- задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
- задачи на смысловое чтение.
На развитие регулятивных универсальных учебных действий:
- на планирование;
- на рефлексию;
- на ориентировку в ситуации;
- на прогнозирование;
- на целеполагание;
- на оценивание;
- на принятие решения;
- на самоконтроль;
- на коррекцию.
Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в школе может быть представлена по следующим основаниям:
- по видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
- по содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
- по количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
- по длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
- по дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности.
Учитывая, что проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров, предусматривается, что педагоги школы:
- организуют в группе отношения взаимопонимания;
- проводят эффективные групповые обсуждения;
- обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- оказывают помощь в чётком формулировании целей группы и стимулируют проявления инициативы детей для достижения этих целей;
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности с обучающимися проводится работа по формированию у них следующих учебных действий:
- постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
- формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла - сущности будущей деятельности;
- планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
- собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
- оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
- представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
В зависимости от урочных и внеурочных занятий используются разные формы учебно-исследовательской деятельности.
На урочных занятиях:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок - рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей и другое;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера.
На внеурочных занятиях:
- исследовательская практика обучающихся;
- образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
- факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;
- научное общество учащихся - форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с учащимися других школ;
- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.
5. Условия и средства формирования универсальных учебных действий
Среди условий и средств формирования УУД в школе используются:
5.1. Учебное сотрудничество, которое предполагает:
- инициирование педагогом начальных действий школьников;
- создание атмосферы взаимопонимания в группе;
- организацию общения учащихся;
- совместное с детьми планирование способов учебной работы;
- работу педагога школы по рефлексии детьми совершаемых учебных действий.
5.2. Совместная деятельность гимназистов друг с другом и педагогом.
5.2.1. Организация групповой работы.
- создания учебной мотивации;
- пробуждения в учениках познавательного интереса;
- развития стремления к успеху и одобрению;
- снятия неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
- развития способности к самостоятельной оценке своей работы;
- формирования умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
При организации групповой работы класс делится на группы по 3 - 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику.
Можно выделить три принципа организации совместной деятельности:
- принцип индивидуальных вкладов;
- позиционный принцип, при котором важно столкновение и координация разных позиций членов группы;
- принцип содержательного распределения действий, при котором за обучающимися закреплены определённые модели действий.
Группа может быть составлена из обучающегося, имеющего высокий уровень интеллектуального развития, обучающегося с недостаточным уровнем компетенции в изучаемом предмете и обучающегося с низким уровнем познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих обучающихся: по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям и т. п.
Роли обучающихся при работе в группе могут распределяться по-разному:
- все роли заранее распределены учителем;
- роли участников смешаны: для части обучающихся они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
- участники группы сами выбирают себе роли.
Во время работы обучающихся в группах учитель занимает следующие позиции - руководителя, «режиссёра» группы; одного из участников группы; эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы, наблюдателя за работой группы.
5.2.2. Организация парной работы:
- учеников, сидящих за одной партой, получающих одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;
- ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;
- обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить. Ученики, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.).
5.2.3. Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества.
Используемые в школе типы ситуаций сотрудничества:
· ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций.
· ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций.
· ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций.
· ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.
5.2.4. Дискуссия
- письменная дискуссия;
- устные формы учебных диалогов с одноклассниками и учителем.
5.2.5. Психологические тренинги с целью
- вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость окружающим;
- развивать навыки взаимодействия в группе;
- создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе;
- развивать невербальные навыки общения;
- развивать навыки самопознания;
- развивать навыки восприятия и понимания других людей;
- учиться познавать себя через восприятие другого;
- получить представление о «неверных средствах общения»;
- развивать положительную самооценку;
- сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
- познакомить с понятием «конфликт»;
- определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
- обучить способам выхода из конфликтной ситуации;
- отработать ситуации предотвращения конфликтов;
- закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации;
- снизить уровень конфликтности подростков.
5.2.6. Обучениедоказательству, которое предполагает формирование умений по решению следующих задач:
- анализ и воспроизведение готовых доказательств;
- опровержение предложенных доказательств;
- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства.
Для этого используются ситуации, когда:
- учитель сам формулирует то или иное положение и предлагает обучающимся доказать его;
- учитель ставит проблему, в ходе решения которой у обучающихся возникает потребность доказать правильность (истинность) выбранного пути решения.
5.2.7. Рефлексия,которая предполагает организацию работы по осознанию школьниками внешнего и внутреннего опыта людей и их отражение в той или иной форме.
Работа по формированию рефлексии на основе трех основных сфер существования рефлексии:
- сферы коммуникации и кооперации, где предусматривается опознание задачи как новой, выяснения, каких средств недостаёт для её решения, и поиска ответа на первый вопрос самообучения: чему учиться?
- сферы мыслительных процессов,где предусматривается осознание человеком совершаемых действий и выделения их оснований.
- сферы самосознания, для самоопределения внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не - Я, прежде всего через осознание детьми всех компонентов учебной деятельности:
Развитию рефлексии способствует организация учебной деятельности, отвечающая следующим критериям:
- постановка всякой новой задачи как задачи с недостающими данными;
- анализ наличия способов и средств выполнения задачи;
- оценка своей готовности к решению проблемы;
- самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, книге, у учителя);
- самостоятельное изобретение недостающего способа действия (практически это перевод учебной задачи в творческую).
Рефлексия осуществляется в процессе:
- совместной коллективно-распределённой деятельности с учителем и особенно с одноклассниками;
- кооперации со сверстниками;
- коммуникативной деятельности в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников с взрослыми и сверстниками.
5.2.8. Педагогическое общение
Учитывая, что выделяются две основные позиции педагога - авторитарная и партнёрская, в основной школе партнерская позиция является адекватной возрастно-психологическим особенностям подростков, способствует реализации задач развития УУД, в первую, очередь задач формирования самосознания и чувства взрослости.
6. Мониторинг успешности программы
Учитывая, что согласно ФГОС к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы основного общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др., то система отслеживания этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований».
Для отслеживания в основной школе сформированности личностных и метапредметных учебных действий используется чаще всего различные методики (стандартизированные тесты, анкеты, опросники, проективные методики). В случае разработки и предоставления гимназии типовых заданий, проверяющие конкретные универсальные учебные действия, то они могут стать основным инструментом оценки сформированности УУД.
2.2. Программы отдельных учебных предметов
Пояснительная записка
Программы отдельных учебных предметов вносят сущностный вклад в развитие личности обучающихся, их способностей. Структура предметной программы включает:
- Пояснительную записку, составленную на основе
• Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
• Фундаментального ядра содержания общего образования;
• Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательномстандарте, общего образования второго поколения;
• Примерной программы основного общего образованияпо предмету;
• Программы развития и формирования универсальныхучебных действий;
• Программы воспитания и социализации личности.
Пояснительная записка включает: общую характеристику курса, краткую характеристику содержания курса, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные результаты изучения учебного предмета, место учебного предмета в школьном плане.
- Тематическое планирование, включающеецели и задачи курса, название и содержание тем, количество часов, отведённых на каждую тему, метапредметные результаты.
- Календарно-поурочное планирование, содержащее:
· номер урока
· тему урока
· предметные результаты, отражающие общие цели образования; формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов.
· Характеристика деятельности обучающихся(учебно-познавательные, учебно-практические задачи)
· Формы контроля
· Домашнее задание
· Дата
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
5. Список используемой литературы и электронных и цифровых образовательных ресурсов.
(См. приложение Учебные программы по предметам: «Русский язык», «Литература», «Английский язык», «История », «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.
2.3. Программа воспитания и социализации обучащихся на ступени основного общего образования
1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.
Модель выпускника 9 класса:
– подросток, освоивший общеобразовательные программы;
– подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе,
профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;
– подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
– подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;
– подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;
– подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;
– подросток, любящий свою семью.
2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся школы
При организации работы по воспитанию и социализации обучающихся в школе основополагающими ценностными установками являются определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
ü современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;
ü система базовых национальных ценностей: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество.
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности обучающегося гимназии как гражданина России.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всѐм мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы. Одним из основных принципов реализации является принцип системно - деятельностной организации воспитания.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.
Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает
возможность построения собственной системы ценностных отношений.
Принцип диалогического общения.
Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.
Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Принцип полисубъектности воспитания
Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный
воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты
всеми субъектами развития и воспитания обучающимися
Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности: воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной. Системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.
4. Основное содержание воспитания и социализации, виды деятельности и формы занятий обучающихся гимназии
Содержаниедуховно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Каждое направление представлено в виде модуля,который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля. Подробнее содержание воспитания, виды и формы детельности отражены в приложении (см. Основное содержание воспитания и социализации, виды деятельности и формы занятий с обучающимися)Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
5. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами
Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности этапов, подробно описанных в приложении (см. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами).
Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования – дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
6. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся.
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы.
Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности (см. приложение).
7.Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей (см. приложение).
8. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся.
Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы на ступени основного общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни (см. приложение).
9. Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихсяодин из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно -деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Подробнее см. приложение.
10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определенные результаты, которые приведены в таблице результатов в приложении.
11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации гимназией Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включѐнности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование методов тестирования, опроса и наблюдения.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная школой Программа). В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:
Этап 1.Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2.Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3.Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включѐнности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) – увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования.
2.4 Программа коррекционной работы (модель адаптации обучающихя)
Программа адаптации обучающихся в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы основного общего образования.
Программадолжна обеспечивать дальнейшую социальную адаптацию детей в гимназии на всех ступенях образования. Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в первые полгода обучения. Особенно остро этот стресс испытывают те обучащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики пятых, восьмых и десятых классов гимназии.
Цель программы:
— оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся в периоды адаптации на всех ступенях обучения.
Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся, развитие адаптивных способностей личности.
Задачи программы:
— формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации;
— развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
— реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей, проходящих период адаптации.
Содержание программы определяют следующие принципы:
— Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Принцип обеспечивает связь программы адаптации обучающихся с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию всех специалистов, которые призваны решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития детей на разных ступенях образования и коррекции нарушений у детей-дезадаптантов, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Направления работы
Программаадаптации обучающихся на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, профилактическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики обучающихся в адаптационные периоды;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся, выявление их резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой, познавательной сфер и личностных особенностей обучающихся;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка;
— системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).
Профилактическая работа включает:
— систему мероприятий по предупреждению дезадаптации у обучающихся.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся;
— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений адаптации и трудностей обучения;
— развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;
— развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
— формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
— развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися в адаптационный период, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору методов и приёмов работы с обучающимися в период адаптации;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии и приёмов воспитания ребёнка в период адаптации;
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся в адаптационный период.
Механизмы реализации программы
Взаимодействие специалистов общеобразовательногоучреждения обеспечивает системное сопровождение обучающихся в период адаптации специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;
Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов — это психолого-педагогические комиссии, тематические родительские собрания, которые предоставляют многопрофильную помощь всем участникам образовательного процесса в решении вопросов, связанных с обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей в периоды адаптации.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
— психолого-педагогические условия (учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— здоровьесберегающие условия (профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы адаптации обучающихся могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
— преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования;
— обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию детей;
— способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися.
3.0. Организационный отдел
3.1. Базисный учебный план основной школы
Пояснительная записка
Учебный план разработан на основе:
Закона Российской Федерации "Об образовании" от 29.12.2012 № 273- ФЗ;
Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196)
Федерального компонента государственного стандарта общего образования; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897, зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644);
Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированным в Минюсте России 21 февраля 2012 г., регистрационный номер 23290);
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Основное общее образование Учебный план для 5-9-х классов предусматривает 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования. Обязательная нагрузка на обучающихся: 5 класса – 31час в неделю 6 класса - 32 час в неделю 7 класса - 34 часа в неделю 8 класса - 36 часа в неделю 9 класса - 36 часа в неделю Предельная аудиторная учебная нагрузка на обучающихся :
в 5 классах 32 часа в неделю,
в 6 классах 33часа в неделю,
в 7 классах 35 часов в неделю
в 8-9 классах 36 часов в неделю
Изменения, внесенные в обязательную часть из часов формируемых участниками образовательного процесса
Образовательная область | Предмет | Класс | Количество часов | Цель |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы религиозной культуры и светской этики | 5 | 1 | школьный компонент. Формирование духовно-нравственной культуры воспитанников |
Общественно-научные предметы | Обществознание | 6 | 1 | школьный компонент. Формирование социальной сущности личности
|
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы религиозной культуры и светской этики | 7 | 1 | школьный компонент. Формирование духовно-нравственной культуры воспитанников |
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | |||||||||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего |
| |||||||
| Обязательная часть |
| |||||||||||
Филология | Русский язык | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 18 | ||||||
Литература | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 15 | |||||||
Иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | |||||||
| Родной язык и литература | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 | ||||||
Математика и информатика | Математика | 5 | 5 |
|
|
| 10 | ||||||
Алгебра |
|
| 3 | 3 | 3 | 9 | |||||||
Геометрия |
|
| 2 | 2 | 2 | 6 | |||||||
Информатика |
|
|
| 1 | 2 | 3 | |||||||
Общественно-научные предметы | История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | ||||||
КТНД |
|
|
| 1 | 1 | 2 | |||||||
История Дагестана |
|
|
| 1 | 1 | 2 | |||||||
обществознание |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||||
География |
| 1 | 2 | 2 | 2/1 | 7 | |||||||
География Дагестана |
|
|
|
| 0/1 | 0/1 | |||||||
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы религиозной культуры и светской этики |
|
|
|
|
|
| ||||||
Естественно-научные предметы | Физика |
|
| 2 | 2 | 2 | 6 | ||||||
Химия |
|
|
| 2 | 2 | 4 | |||||||
Биология |
| 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | |||||||
природоведение | 2 |
|
|
|
| 2 | |||||||
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 |
|
| 3 | ||||||
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 |
|
| 3 | |||||||
Технология | Технология | 2 | 2 | 1 |
|
| 5 | ||||||
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности | ОБЖ |
|
|
| 1 |
| 1 |
| |||||
Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
| ||||||
Итого | 31 | 32 | 34 | 36 | 36 | 169 |
| ||||||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | 1 | 1 | 1 |
|
| 3 |
| ||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка | 32 | 33 | 35 | 36 | 36 | 172 |
| ||||||
Организация учебного процесса в основной школе
Занятия в классах основной школы гимназии проводятся в режиме 6-дневной учебной недели. Продолжительность урока – 45 минут. Занятия проводятся в одну смену.
Достижение целей программы реализуется (главный элемент технологии обучения) через организацию проблемно-ориентированных заданий и проектной деятельности обучающихся, учитывая, что проект как форма работы «требует» оформления результатов (продукта) для предъявления его окружающим.
Образовательное пространство гимназии включает в себя наряду с традиционными кабинетами места для самостоятельной работы (кабинет дистанционного обучения ,библиотека, компьютерные классы с доступом к разнообразным базам данных.кабинет психологической диагностики. мастерские), пространства внеучебной деятельности и т.д.
Предпрофильная подготовка обучающихся
В период обучения в 9-м классе каждый обучающийся проходит предпрофильную подготовку (профильную ориентацию) к обучению в старшей (10–11 классы) профильной школе.
Цель предпрофильной подготовки и профильной ориентации - оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании версий продолжения обучения в профильных классах или учреждениях среднего профессионального образования.
В качестве критериев готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе определены:
- выраженность ценностных ориентаций у ученика, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
- наличие индивидуально выраженных целей профильного обучения;
- информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
- наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных в профильном обучении.
Содержание предпрофильной подготовки складывается из двух основных компонентов:
- специально организованных для обучающихся обязательных предметных, межпредметных и ориентационных курсов по выбору:.
- комплекса мероприятий по профильной ориентации (информационная работа) - знакомство учащихся 9-х классов с различными образовательными учреждениями, психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-9-х классов и система индивидуального консультирования.
Система аттестации, контроля и учета достижений учащихся основной школы
Промежуточная аттестация учеников 5 - 8 классов осуществляется по итогам года согласно локальному документу (см. Положение о переводных экзаменах). Процедура и содержание текущей и промежуточной аттестации учеников 5 - 9 классов регламентируется локальным актом гимназии (см. приложение «Положение о системе оценивания»).
При реализации личностно-ориентированного подхода, подготовки к переходу на профильное обучение для объективного оценивания образовательных достижений используется «Портфолио» учащегося основной школы (см. приложение «Положение о Портфолио»). Наличие Портфолио является обязательным условием при поступлении в профильный класс.
3.2. Система условий реализации Программы
В работает 25% учителей первой и высшей категории. 20% награждены отраслевыми и государственными наградами.
.Все учебные предметы (инвариантные и вариативные) обеспечены методическими разработками,системой дифференцированных заданий, позволяющих педагогу организовать урочную и самостоятельную деятельность школьников в соответствии со способностями, возможностями и образовательными потребностями. Школьникам предоставлена возможность использования 7 компьютеров.
Постоянно улучшается материально-техническая база.В школе 8 учебных кабинета, из них: столярная мастерская, 1 кабинет информатики, ,1 кабинет химии,1 - географии,1 кабинет биологии, 1 –русского языка и литературы, 1 – математики,1– истории, Учебные кабинеты оснащены учебной мебелью согласно нормам СанПиНов. Имеется школьная библиотека. В управленческой деятельности используются 1 ксерокс, 1 сканер, 2 принтера, 1 компьютер подключенный к Интернету. Работает внутренняя электронная почта. Столовая рассчитана на 30 мест. Формы и технологии образования в основной школе:
- целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах);
- формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения, выработку им способов удержания ближних целей, отслеживания результатов своей учебной деятельности;
- овладение учениками наиболее простыми способами самооценки, сопоставления своих достижений с достижениями одноклассников;
- предоставление обучающимся возможности попробовать себя в самых различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной и др.) в самых разнообразных областях, соединяя эти пробы с последующей рефлексией.
- организация работы по овладению ключевыми компетентностями, такими как умение сравнивать, систематизировать, находить причинно-следственные связи, искать информацию и т.п. (все это возможно внутри предметных проектов или специально организованных тренингов);
- выработка умения удерживать и выполнять долгосрочные задания, планировать свое время и деятельность;
- организация групповых проектов, организуемых в классе, в параллели, в гимназии.
- включение обучающихся в организацию внеурочных форм работы - праздников, общих проектов.
- проведение работы по активному освоению предметных и надпредметных компетентностей, целенаправленному развитию интеллектуального потенциала ребенка;
- обеспечение обучающимся возможности проб себя в самых различных видах и формах деятельности;
- целенаправленная педагогическая работа по подготовке детей к продолжению образования в старшей профильной школе (предпрофильная подготовка) или других учебных заведениях;
- помощь учащимся в развитии соответствующих компетентностей, в том числе, в развитии умения готовиться к экзаменам и выстраивать экзаменационные ответы (монологическая речь в течение определенного времени на определенную тему), конспектировать, записывать лекции, подбирать информацию по теме, готовить доклады и писать рефераты;
- широкое внедрение ситуации выбора в учебный процесс. Отработка возможных методик и технологий обучения учащихся выбору, как в учебном, так и в личностном плане;
- индивидуальные учебные планы, тесный контакт с семьями учащихся;
- поиск основных принципов, форм и способов включения в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования.
3.3.Ожидаемые образовательные результаты обучения в основной школе
Выпускник основной школы должен обладать следующими характеристиками к окончанию 9-го класса:
- глубокое знание учебных предметов основного общего образования;
- высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность);
- высокий уровень ценностного отношения (воспитанности) и способности к ведению здорового образа жизни;
- информационную готовность к осуществлению зрелого выбора будущего профессионального пути